Не важно, где. Важно, как.
Как гласит
народная мудрость: «Ученье – свет, а неученье – тьма». И с этим нельзя не
согласиться. Современный человек должен быть эрудированным, начитанным,
компетентным, одним словом образованным. Должен знать историю своей страны,
всемозможные науки, языки. В каждой стране человек имеет право на получение
образования.
Россия и Англия. Две совершенно разные страны.
Разные судьбы, разные люди, разный менталитет… разное образоваие. Так такое ли
уж оно разное, образование, у нас и в «туманном Альбионе»? Разобраться в этом
вопросе мне помогла старший преподаватель кафедры английского языка
переводческого факультета НГЛУ им. Н. А. Добролюбова Виктория Павловна
Григорьева.
-Виктория
Павловна, я знаю, вы много раз бывали в Великобритании, проходили стажировки,
учились в университетах. А каково ваше впечатление от самой первой заграничной
поездки и обучения в английском вузе?
Признаюсь, это было очень давно, 15 лет тому назад,
в 1991 году. Я тогда только закончила иняз, факультет английского языка, и
поехала по стипендии учиться в летнюю школу в Кэмбридж на целых две недели.
Конечно, это был для меня совершенно новый мир, необычный, чужой, совсем не
такой, как у нас. И сам процесс обучения был иным. Я была поражена большим
«ассортиментом» всевозможных технических средств, ресурсов университета.
Компьютеров, разумеется, в то время еще не было, но зато были прекрасно
оборудованные лингофонные лаборатории, классы для просмотра как учебных, так и
художественных фильмов. Можно было в любой день прийти и посмотреть фильм на
языке Шекспира и Байрона. Это было для меня новинкой, ведь в те годы (15 лет
назад) в инязе ничего подобного еще не было. Также мне запомнились очень
увлекательные и безумно интересные занятия по страноведению, которые вел опытный
преподаватель, знавший все «тонкости» британской истории. Изучали мы и
английских авторов, поэтов (в том числе и современных). Стоит отметить, что
сама методика преподавания была другая. Меньше так называемого «дриллинга»
(когда одно и тоже повторяешь по несколько раз).
-То есть,
учиться в Англии вам понравилось больше, чем России?
Не то чтобы мне больше нравилась учеба. Просто там
я себя чувствовала непринужденно, более свободно, что ли. Также Кэмбридж
покорил меня легкостью международного общения. Со мной в группе учились
студенты из Франции, Италии, Испании. Мы все тесно общались, изучали язык,
ходили вечерами в кино. Было весело, скучать не приходилось. Жили мы в
кэмбриджском общежитти. У каждого была отдельная комната. Так что я смело могу
сказать, что мою первую поездку в Англию я никогда не забуду. Все было просто
чудесно.
-Да, с тех
пор немало времени прошло, 15 лет как никак. Наверное, что-то изменилось за эти
годы в системе образования Великобритании. Что вы знаете об этом?
Насколько я знаю, никаких коренных изменней не
призошло.
-Очень бы
хотелось узнать, а какова система высшего образования в современной Англии?
Сейчас высшее образование в Англии состоит из 2
секторов. Первый включает в себя государственные университеты страны. Второй
представлен частными вузами. Поступают в университеты подростки в возрасте
18-19 лет, как правило, после окончания школы. Хотя многие ребята после школы
идут работать, чтобы накопить деньг на дальнейшую учебу в вузе. Говоря о школе,
нужно отметить, что в 16 лет подросток оканчивает среднюю школу. И перед ним
стоит дилемма: либо пойти учиться в колледж профессионального образования, либо
взять так называемые курсы «Эй левел». Это двухгодичные курсы, являются своего
рода старшей школой «High school». Преимущество курсов «Эй левел» заключается в
том, что они дают хорошую подготовку в университеты. По окончании курсов
школьники сдают экзамены. Это и выпускные и всупительные экзамены одновременно.
Подросток может отослать результаты этих экзаменов в разные вузы. И если он
набрал необходиммый балл, то автоматически зачисляется в университет. Так,
например, оценка А – это 10 баллов, В – 8 баллов, С – 6 баллов. Если абитуриент
поступает в Кэмбридж, ему необходимо набрать не меньше 28 баллов, то есть сдать
экзамены (обычно три) на оценку А. После окончания школы подросток получает
свидетельство о среднем образовании высшего уровня. Обучение в университете
длится 3 года. После выпускник получает степень бакалавра. Если же он хочет
получить степень магистра, ему нужно проучиться еще один год. После окончания
университета человек может устроиться на престижную, высокооплачиваюмую работу.
-Виктория
Павловна, а каковы, на ваш взгляд, «плюсы» и «минусы» нашего и
зарубежного(английского) образования?
Я считаю, что несравненным «плюсом» английского
образования является гибкость самой системы образования. То есть, когда студент
сам выбирает курс, интересные и необходимые ему дисциплины (у нас ведь в России
этого нет). А главное, в английских вузах большое, я бы даже сказала,
центральное место отводится самообразованию. Это значит, что студент сам
организовывает свое время, учится добывать нужную ему информацию, книги,
готовить рефераты и т.д. Это, на мой взгляд, очень важно. Также в британских
университетах делается большой акцент на общении. Там учатся много студентов из
других стран (оно и понятно). Таким образом, постоянно идет межкультурное
общение. В нашем инязе, конечно, тоже немало иностранных студентов, но все
равно редко можно встретить коренного англичанина. Нет как таковой практики
языка. И это существенный минус нашего образования (я сечас говорю конкретно
про наш вуз). У «них» тоже, разумеется, недостатки есть. Например, уделяется
мало (или вовсе не уделяется) времени на изучение грамматики родного языка. У
нас же русский язык ребенок изучает со школьной скамьи. Говоря о нашей системе
образования, хочется сказать, что, может быть, она в чем-то и уступает
английской. В первую очередь, пожалуй, в техническом плане. У нас нет
современной техники в школах и вузах. Но зато ребята получают хорошие
фундаментальные знания по основным предметам.
Какая, на ваш
взгляд, система образования лучше: российская или английская?
Тут трудно сказать, что лучше, что хуже. Мне
кажется, надо совмещать и то и то – наши традиции поддерживать и добавлять
«красоты общения». А вообще, я считаю, неважно, где именно учиться (в России,
Англии, Америке, Китае), главное - как учиться. Качество знаний превыше всего.
Екатерина Борискова
|