Газета Лингвист
Газета Лингвист

**

Интервью  |  Не важно, где. Важно, как.

Не важно, где. Важно, как.

Как гласит народная мудрость: «Ученье – свет, а неученье – тьма». И с этим нельзя не согласиться. Современный человек должен быть эрудированным, начитанным, компетентным, одним словом образованным. Должен знать историю своей страны, всемозможные науки, языки. В каждой стране человек имеет право на получение образования.

Россия и Англия. Две совершенно разные страны. Разные судьбы, разные люди, разный менталитет… разное образоваие. Так такое ли уж оно разное, образование, у нас и в «туманном Альбионе»? Разобраться в этом вопросе мне помогла старший преподаватель кафедры английского языка переводческого факультета НГЛУ им. Н. А. Добролюбова Виктория Павловна Григорьева.

-Виктория Павловна, я знаю, вы много раз бывали в Великобритании, проходили стажировки, учились в университетах. А каково ваше впечатление от самой первой заграничной поездки и обучения в английском вузе?

Признаюсь, это было очень давно, 15 лет тому назад, в 1991 году. Я тогда только закончила иняз, факультет английского языка, и поехала по стипендии учиться в летнюю школу в Кэмбридж на целых две недели. Конечно, это был для меня совершенно новый мир, необычный, чужой, совсем не такой, как у нас. И сам процесс обучения был иным. Я была поражена большим «ассортиментом» всевозможных технических средств, ресурсов университета. Компьютеров, разумеется, в то время еще не было, но зато были прекрасно оборудованные лингофонные лаборатории, классы для просмотра как учебных, так и художественных фильмов. Можно было в любой день прийти и посмотреть фильм на языке Шекспира и Байрона. Это было для меня новинкой, ведь в те годы (15 лет назад) в инязе ничего подобного еще не было. Также мне запомнились очень увлекательные и безумно интересные занятия по страноведению, которые вел опытный преподаватель, знавший все «тонкости» британской истории. Изучали мы и английских авторов, поэтов (в том числе и современных). Стоит отметить, что сама методика преподавания была другая. Меньше так называемого «дриллинга» (когда одно и тоже повторяешь по несколько раз).

-То есть, учиться в Англии вам понравилось больше, чем России?

Не то чтобы мне больше нравилась учеба. Просто там я себя чувствовала непринужденно, более свободно, что ли. Также Кэмбридж покорил меня легкостью международного общения. Со мной в группе учились студенты из Франции, Италии, Испании. Мы все тесно общались, изучали язык, ходили вечерами в кино. Было весело, скучать не приходилось. Жили мы в кэмбриджском общежитти. У каждого была отдельная комната. Так что я смело могу сказать, что мою первую поездку в Англию я никогда не забуду. Все было просто чудесно.

-Да, с тех пор немало времени прошло, 15 лет как никак. Наверное, что-то изменилось за эти годы в системе образования Великобритании. Что вы знаете об этом?

Насколько я знаю, никаких коренных изменней не призошло.

-Очень бы хотелось узнать, а какова система высшего образования в современной Англии?

Сейчас высшее образование в Англии состоит из 2 секторов. Первый включает в себя государственные университеты страны. Второй представлен частными вузами. Поступают в университеты подростки в возрасте 18-19 лет, как правило, после окончания школы. Хотя многие ребята после школы идут работать, чтобы накопить деньг на дальнейшую учебу в вузе. Говоря о школе, нужно отметить, что в 16 лет подросток оканчивает среднюю школу. И перед ним стоит дилемма: либо пойти учиться в колледж профессионального образования, либо взять так называемые курсы «Эй левел». Это двухгодичные курсы, являются своего рода старшей школой «High school». Преимущество курсов «Эй левел» заключается в том, что они дают хорошую подготовку в университеты. По окончании курсов школьники сдают экзамены. Это и выпускные и всупительные экзамены одновременно. Подросток может отослать результаты этих экзаменов в разные вузы. И если он набрал необходиммый балл, то автоматически зачисляется в университет. Так, например, оценка А – это 10 баллов, В – 8 баллов, С – 6 баллов. Если абитуриент поступает в Кэмбридж, ему необходимо набрать не меньше 28 баллов, то есть сдать экзамены (обычно три) на оценку А. После окончания школы подросток получает свидетельство о среднем образовании высшего уровня. Обучение в университете длится 3 года. После выпускник получает степень бакалавра. Если же он хочет получить степень магистра, ему нужно проучиться еще один год. После окончания университета человек может устроиться на престижную, высокооплачиваюмую работу.

-Виктория Павловна, а каковы, на ваш взгляд, «плюсы» и «минусы» нашего и зарубежного(английского) образования?

Я считаю, что несравненным «плюсом» английского образования является гибкость самой системы образования. То есть, когда студент сам выбирает курс, интересные и необходимые ему дисциплины (у нас ведь в России этого нет). А главное, в английских вузах большое, я бы даже сказала, центральное место отводится самообразованию. Это значит, что студент сам организовывает свое время, учится добывать нужную ему информацию, книги, готовить рефераты и т.д. Это, на мой взгляд, очень важно. Также в британских университетах делается большой акцент на общении. Там учатся много студентов из других стран (оно и понятно). Таким образом, постоянно идет межкультурное общение. В нашем инязе, конечно, тоже немало иностранных студентов, но все равно редко можно встретить коренного англичанина. Нет как таковой практики языка. И это существенный минус нашего образования (я сечас говорю конкретно про наш вуз). У «них» тоже, разумеется, недостатки есть. Например, уделяется мало (или вовсе не уделяется) времени на изучение грамматики родного языка. У нас же русский язык ребенок изучает со школьной скамьи. Говоря о нашей системе образования, хочется сказать, что, может быть, она в чем-то и уступает английской. В первую очередь, пожалуй, в техническом плане. У нас нет современной техники в школах и вузах. Но зато ребята получают хорошие фундаментальные знания по основным предметам.

Какая, на ваш взгляд, система образования лучше: российская или английская?

Тут трудно сказать, что лучше, что хуже. Мне кажется, надо совмещать и то и то – наши традиции поддерживать и добавлять «красоты общения». А вообще, я считаю, неважно, где именно учиться (в России, Англии, Америке, Китае), главное - как учиться. Качество знаний превыше всего.

Екатерина Борискова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеКонтакты
© 2006 "Лингвист"