IV-й ежегодный цикл научных конференций-дискуссий
|
Программа лекций-дискуссий на 2005 год
5
октября 2005, 17.00
|
Новые
миры
|
Роже
ФЕРЛЕ
|
Доктор
наук, выпускник университета Париж-7 по специальности астрофизика, начал свою
профессиональную карьеру с работы в научно-исследовательских лабораториях
Швейцарии и Германии. Затем была работа и руководство исследовательскими
работами в Национальном центре научных исследований (CNRS).
С 1986 по 1991 годы является главным редактором научного журнала
Астрономического общества Франции, а с 1991 по 2000 годы – избранным членом и
научным секретарём одной из секций Национального комитета научных
исследований.
С 1993 года занимает пост директора по исследовательской работе CNRS, а в
период с 1997 по 2001 годы является президентом Астрономического общества
Франции.
В активе Роже Ферле 167 научных и более 140 научно-популярных статей, он
участник 22 международных конференций.
|
Одни
ли мы во Вселенной? Мы живём в замечательное время, когда наука даёт все
возможности, чтобы начать отвечать на этот простой, но терзающий человечество
с давних пор, вопрос. Четыре века после аутодафе Джордано Бруно мы знаем, что
существуют планеты, вращающиеся вокруг других таких же звёзд, как наше
Солнце. Становится даже возможным получить представление об атмосфере этих
планет. В свете этих решительных открытий возникли вопросы пересмотра
сценариев образования и эволюции нашей собственной планетарной системы. 21-ый
век станет 21-ым веком поиска внеземной жизни.
|
19
октября 2005, 17.00
|
Светское
и религиозное образование во Франции
|
Беренжер
МАССИНЬОН
|
Доктор
наук в области религии Высшей практической школы Парижа; является членом
научно-исследовательской лаборатории "Группа социологии религий и
светского образования"; дипломированный специалист Института
политических наук Парижа; также получила образование по новейшей истории в Сорбонне.
Через различные работы Б.Массиньон заинтересовалась смыслом светского
образования в школах Франции: идейный спор 1984 года на тему общественного
финансирования религиозного частного образования, общественное обсуждение
введения истории религии в школе и принятие в расчет требований религиозного
самовыражения в государственных школах. Это последнее исследование привело её
в учебные заведения парижских пригородов, чтобы сопоставлять светские идеалы
преподавателей с их практической работой с религиозным разнообразием в
классе.
Для Комиссии по религиозным символам Беренжер Массиньон осуществила
сравнительное исследование о ношении хиджаба в различных европейских странах.
|
С
1880-х годов школа являлась лабораторией французского светского образования с
учебными законами Жюля Ферри, задолго до закона 1905 об отделении Церкви от
государства. Школа, как место социализации будущего гражданина, была узловым
звеном «войны двух Франций», светской и католической. В XX веке различные
юридические поправки светского характера позволили ослабить эту конфликтную
ситуацию, но именно вокруг школы и особенно вокруг вопроса государственного
финансирования религиозного частного образования сформировалось вековое
противостояние двух Франций, приведшее к расколу между правыми и левыми,
который принял национальных характер.
В конце восьмидесятых зарождается новый кризис учебных учреждений и вопроса о
национальной самобытности. Старые разногласия осложняются и набирают новую
силу. Обсуждение введения истории религии в школьную программу ставит вопрос
передачи символического и духовного достояния. Начиная с 1989 года, дебаты о
ношении исламских головных платков в школе принимают многосторонний характер.
Обсуждаются вопросы интеграции мусульманской иммиграции, восстановления
светского характера французского образования под натиском растущего
религиозного разнообразия, равенства мужчины и женщины. Отношение между
религиозным и светским образованием в школе остаются стержнем французского
общества.
Однако эти вопросы не могут более рассматриваться в рамках одной лишь
Франции. Французское светское образование сталкивается с вызовом
глобализации, например, с европеизацией правовых норм через юриспруденцию
Европейского суда по правам человека, с распространением международных
конфликтов, сталкивающих радикальный исламизм и западные державы, конфликтов,
которые оказывают влияние на сосуществование различных религий во французских
пригородах. И тогда встаёт вопрос об исключительности французского светского
образования.
|
28
октября 2005, 17.00
|
Компьютерные
вирусы:массовая и индивидуальная опасность
|
Эрик
ФИЛЬОЛЬ
|
Является
руководителем лаборатории компьютерной
вирусологии и криптологии Высшей школы войск связи (ESAT).
Ведет научную работу в Научно-Исследовательском национальном институте
информатики и автоматики.
Имеет диплом инженера по криптологии.
Доктор наук в области прикладной математики и информатики.
Читает курсы по компьютерной вирусологии и криптологии во многих французских
университетах и высших инженерных школах.
|
Цель
лекции – рассмотрение различных
вредоносных программ или, так называемых, компьютерных «зараз»: вирусы,
сетевые черви, трояны, «логические бомбы»… Определяя понятия кодов и
проводя аналогии с биологическим миром, во время лекции французский
исследователь осветит основные
принципы и опасности компьютерной вирусологии и затронет вопросы развития и
видоизменения индивидуальных вирусных угроз.
|
|
|
|
|
|