На главную

**

Вузы

Alma Mater  |  "Сага о шестом"

Сага о шестом

Предыстория этого вопроса уходит в 70-е годы, когда некоторых наших влиятельных в ту пору товарищей озарила заманчивая и сама по себе замечательная идея как реакция на растущую тесноту в существующих корпусах института по улице Минина - построить по Казанскому шоссе на чистом, не тронутом цивилизацией месте политехноград. Подобно тому, как был построен ещё в 50-е годы по Арзамасскому шоссе, тоже за городской чертой, комплекс сельхозинститута. Не учли, правда, того пустячка, что социально-экономические условия, от которых зависело строительство, в 70-е годы стали уже иными, чем в 50-е. В общем, получилось обычное "хотели, как лучше...", по поводу чего теперь ерничать даже неприлично.

Но худо-бедно корпус и котельную ввели в строй как раз в пору бурно начавшейся перестройки. Теперь это сооружение называется "шестой корпус". На дальнейшее строительство "пороха" уже не хватало, да и окружающие участки территории, где должны были по проекту разместиться другие красивые корпуса, общежития, дома для преподавателей и другие полезные и нужные сооружения, постепенно перешли, в соответствии с обрушившимися либерально-рыночными отношениями, в пользование и собственность иного разряда и совсем по иному назначению. В итоге возник сакраментальный вопрос: что же с возведённым корпусом делать дальше? Если в него и далее не вселяться, то его оборудование, ставшее в новых экономических условиях дорогим, наверняка растащат (впрочем, процесс этот постоянно реанимировался жителями окрестных домов). Тем самым корпус превратился бы в ещё более живописные руины, чем металлический каркас так и не состоявшегося актового зала, ныне выглядящий как символ архитектурного неоконструктивизма (сколько дефицитного и дорогого железа там пропадает!) Да и дефицит площадей на улице Минина подталкивал на скорейшую реализацию идеи заселения нового корпуса. В общем, осваивать его надо, раз уж построили, здесь иных решений быть не могло. Но по какому принципу это делать?Было принято решение инновационно-творческое: проводить в шестом корпусе занятия со студентами всех факультетов, но только 1-2 курсов. Чтобы, значит, никакой факультет не ущемлять географической отдалённостью и межфакультетское равенство соблюсти. А чтобы жизнь в том корпусе носила более содержательный и достаточно духовный характер - перевести туда наиболее легкоподъёмные кафедры гуманитарно-философского профиля, которые с младшекурсниками, как умозаключили тогда, и работают. Так, в первую очередь (и она же оказалась последней) были определены для этой роли четыре общеуниверситетские кафедры общественных наук, которые тогда ни в один факультет организационно не входили. Хотя "навара" от освобождаемых этими кафедрами площадей было, как говорят, "с гулькин нос" (они освободили 6 комнат, в которых из-за их незначительных размеров даже семинарские занятия проводить проблематично, и помещения эти стали, естественно, использовать по совсем иному назначению).

Ну а теперь, несколько лет спустя, давайте посмотрим на итоги и последствия тех пространственных перемещений. Во-первых, кафедры эти работали и работают отнюдь не только с 1-2 курсами дневных отделений факультетов (что, между прочим, ни для кого новостью изначально и не было, но этого тогда "не заметили"). Во-вторых, сами факультеты не очень стремятся организовать учебный процесс своих младших курсов именно там, в отдалённом от деканатов корпусе, если всё же появляется какая-то возможность организовать его здесь, рядом с деканатами, что совершенно естественно и разумно. В-третьих, занятий со студентами вечернего отделения шестой корпус вообще не знает (с 18-30 он закрывается, прежде всего из-за отсутствия надёжной транспортной связи с центром города). В-четвёртых, все административно-хозяйственные звенья университета и всех факультетов благополучно остались на улице Минина,включая деканат СЭФ (в состав которого при его образовании были включены и обществоведческие кафедры, наряду с тремя экономическими). Связь их со "ссыльными" кафедрами крайне неустойчива,но настоятельно необходима как раз потому, что они общеуниверситетские, а не специально-факультетские. Каково транспортное обеспечение этого судьбой обиженного шестого корпуса - всем известно.

Хочешь - не хочешь, но создаётся довольно неприятное впечатление, что после громких перестроечных и постперестроечных разговоров о значении гуманизации современного образования (по этому поводу особенно твёрдо говорили, когда решался вопрос, быть ли нашему политеху университетом, ибо для придания техническому вузу такого статуса в нём должна иметься достаточная социально-философская составляющая), дело пошло к постепенному затуханию этой самой гуманизации. Даже по сравнению с "технократическим", как теперь считается, советским периодом. Хотелось, чтобы это моё впечатление оказалось ошибочным, но..."факты - упрямая вещь"...

В.В.Агудов,профессор

Вход


© 2000-2011 Студенческий городок