Дацент: «Вся сила в дрэдах!»
9 ноября после концерта очень известной в
альтернативных кругах группы Distemper мне удалось
пообщаться с лидером и вокалистом данного коллектива Дацентом
на втором этаже клуба «Пятый элемент». За чуть более 10 минут мы успели поговорить
о становлении ска-панка в России, прическах и многом
другом.
Почему после
первого альбома вы поменяли свой стиль с такого брутального хардкора
на позитивный ска-панк?
Дацент: Ну, во-первых, хардкор у нас был не брутальный, а тоже позитивный и я могу
даже вспомнить, просто не было групп аналогичных нам в то время. Приходилось
играть с трэш-металлистами на фестивалях «Трэш, твою мать», «Черемуха» в 91-92 годах, потому что все
группы пели про могилы там, было модно, про дьявола, а мы пели «Твои большие
сиськи», уже в то время была эта песня. Хардкор как
раз у нас был веселый и позитивный. Панк-хардкор
именно. Американский такой, с уклоном в трэшкор даже.
И поменяли не после первого альбома, потому что в 93-м был альбом в таком же
стиле практически, но уже ближе к панк-року. В 95-м
был альбом уже ближе к калифорнийскому панк-року,
потому что уже тогда наслушались калифорнийского течения, но еще не было поп-панка как такового, но калифорнийский панк-рок уже был с уклоном в мелодику своеобразную. И только
в 95-м году начали появляться элементы ска-музыки,
просто потому что постепенно узнали ска-культуру. В
91-м году еще никто из нас про это ничего не знал. Заинтересовались и поняли,
что в принципе эта музыка нам тоже близка, но не хотелось уходить целиком в ска-культуру, потому что все-таки и панк
музыка и хардкор музыка мне тоже очень нравятся. Но
просто хардкор, я считаю, должен быть DIY течением и
если хардкор-группа переходит на другой коммерческий
уровень, то это уже не хардкор, это уже что-то
другое. То есть хардкор – это именно DIY панк-музыка и она должна играться только в маленьких залах
при близком контакте с людьми и это очень идейная музыка. Мы просто не хотели зацикливаться на идеях, а все-таки решили отдать
предпочтение музыке и поэтому перешли в музыкальном плане к более
разносторонней музыке. Я, в принципе, до сих пор слушаю очень много разных
«музык», если можно так сказать. И именно ска-музыка
мне близка, потому что в ней есть тот драйв и тот позитив, который мне легко
играть, и с помощью которого мне легко общаться со своими слушателями и вообще
с людьми. То есть, музыканту что главное? Чтобы через свою музыку он передавал
свои эмоции. Мне именно через эту музыку удобнее передавать свои эмоции, вот и
все, не более того.
Многие
группы с течением времени меняют свой стиль музыкальный. Не хотелось бы
записать какое-нибудь рэгги или что-нибудь такое
подобное?
Дацент: В принципе, мне нравится то,
что мы нашли именно свой стиль, свое звучание. Мы долго к этому шли, перебирали
кучу инструментов, усилителей и так далее, и вообще манеру игры. У меня есть
своя манера игры, я играю непрофессионально, то есть я не могу играть какие-то
навороченные соло, хотя в 93-95 я их играл, но я понял, что это не мое. То есть
я не собираюсь играть как Ингви Мальмстин
или играть какие-то бешеные риффы, как трэш-металлисты. Я играю то, что я могу, в своем ключе, в
своем контексте, и я считаю, что я добился оптимального профессионализма. Если
только ради эксперимента когда-нибудь может быть и рэгги,
почему нет? Но, в принципе, на данный момент меня устраивает та музыка, которую
мы делаем. Мы готовим новый альбом, и он будет в таком же ключе, как и
предыдущий. Естественно, он не будет похож. В каждой песне что-то свое
заложено, частичка себя и определенные эмоции. То есть, каждая песня – это
отдельное произведение, но в целом, альбом должен слушаться как единое целое и,
в принципе, у нас это получается. Песни разные, но в рамках Дистемпер-стайл,
в рамках нашего собственного стиля, скажем так. А вообще ска-панк-культура
развивается, и четвертая волна уже не за горами. Сейчас появилась тема -
смешивать эмо и ска-музыку.
Много групп в этом ключе работают. Но это опять же не наше, мы не собираемся
экспериментировать с эмо-элементами, как группа Говард Эллис, например, играет хардкор
с эмо-элементами и со ска-элементами.
Но мы, в принципе, играем в другом ключе.
То есть,
челки растить не хотите?
Дацент: Ну, какие челки? В дрэдах вся энергия и весь позитив. То есть, когда дрэды подстригаешь, можно сойти с ума от переполнения
энергией, которая из дрэдов перетекает в организм. И
поэтому лучше не экспериментировать с быстрым избавлением от дрэдов. И челка мне не к чему. Мы все-таки стараемся
позитивно смотреть на вещи, а те, кого сейчас называют эмо,
конечно, более брутально относятся к таким вещам, как
суицид и так далее. Это скорее не эмо, а то, что
получилось из готов. То есть, готы переросли вот в это эмо
у нас. На самом деле, я знаю эмо-музыкантов
нормальных, и они не хотят, чтобы их называли эмо,
потому что эмо – это панк-движение
изначально, хардкор-панк-движение переросло в эмо. И эмо первой волны я очень
люблю, такие группы, как Sensefield и Texas Is The
Reason, а те группы, которые называют себя эмо сейчас, это уже коммерческая музыка, скорее всего.
Fugazi там еще…
Дацент: Ну, Иан
Маккей, это же он ввел термин «эмо».
И Straight Edge тоже он ввел…
Дацент: Да-да-да. Вот тех времен я
люблю слушать эмо. Но, в принципе, я не против и
коммерческой музыки. Вот, например, «Black Parade» My Chemical
Romance – очень хорошая музыка, очень похожа на Queen. И еще мне нравится группа, которая не любит называть
себя эмо, Картель. Они говорят, что играют просто
рок-музыку, а на самом деле это ни что иное, как обычное эмо.
Но это все не наше. Я, конечно, все это слушаю и знаю и ничего против не имею.
То есть, это музыка под настроение, потому что тупо слушать ска-музыку
постоянно тоже нельзя, потому что настроение бывает разное. Когда у меня
настроение послушать эмо, я слушаю его с
удовольствием и у меня много компакт-дисков эмо-музыки,
и даже брутальной, скримо и так далее.
А кавер никакой не хочется сделать?
Дацент: Нет, у нас уже было достаточно кавер-версий разных песен. Вот на последнем альбоме не было
каверов вообще и на новом не будет, потому что у нас
было достаточно их. Мы с Тараканами записали целый сплит,
ну куда уже больше то? Это просто как игрушка была, как эксперимент, не более
того. Зачем зацикливаться на каверах,
когда есть свое что-то. Когда нечего будет сказать, может быть и… Но это не
лучший ход для группы, тем более, что мы играем уже 18 лет и делать какие-то кавер-версии… Я смотрю на это так: когда есть свой
материал, всегда он преимущественней намного.
Сейчас
некоторые музыканты тянутся за деньгами и идут на Запад. Вас никогда не тянуло на
Запад?
Дацент: На Запад тянутся те, кого туда
приглашают. Просто поехав на Запад, ничего там не добьешься, потому что уровень
независимой музыки и уровень DIY-музыки там намного выше, чем у нас. И какой-то
неизвестной независимой группе добиться популярности на Западе невозможно,
потому что своих групп на высоком уровне там очень много, там большая
конкуренция, и они не смогут выдержать. Там у людей с детства есть гаражи, в
которых они могут репетировать с утра до вечера.
У вас тоже
был гараж…
Дацент: Мы другая история, такой группы
больше нет. Мы единственные в своем роде, это действительно так, как бы это не
звучало пафосно и глупо. То есть, мы уже огни и воды
прошли, у нас уже был другой подход. И мы ради музыки отказались от всего, от
работы в офисе, от каких-то других предложений коммерческих, забросили свои
собственные фирмы ради того, чтобы заниматься только музыкой. Я не думаю, что
другие люди способны на это. Пожертвовать своим состоянием, чтобы отдать себя
целиком музыкальному творчеству. Нет, я не спорю, такие тоже есть, но у нас
просто история, которая очень своеобразна. Я даже молодым музыкантам не хотел
бы пожелать, чтобы они прошли такой путь, как мы. То есть, сейчас все-таки есть
какая-то поддержка, какие-то каналы. И если они решили заниматься музыкой
профессионально, то нужно просто желание иметь, все остальное придет. А не тупо
выходить на сцену в свой первый концерт и пытаться чего-то добиться сразу. Но
есть разные группы, Arctic Monkeys
через MySpace продали немереное количество своих
дисков и вообще это беспрецедентный случай. То есть, разные истории есть, и у
нас есть своя история определенная, в чем-то плюсы и минусы, но на данный
момент мы состоявшиеся личности и делаем то, что нам нравится, и этим живем.
Почему за
такой большой срок, за 18 лет, у вас только один клип вышел? Я не считаю концертники.
Дацент: Ну, потому что, во-первых, у
нас никогда не было лейбла, который нас бы контролировал, потому что клипы,
которые снимают группам, это, как правило, когда группа заключает контракт на
выпуск альбома, они оговаривают сразу там съемку клипа или двух клипов. Это в
последнее время так, но на Западе давно уже принято. Мы могли бы снять,
конечно, собственными силами клип, и снимали, но это все не то. А профессиональных
клипов у нас нет, потому что просто не было желания. Мы просто расп*здяи, честно говоря, и лентяи большие. Если бы мы не
были такими лентяями, может быть мы бы уже давно сняли клип, просто мы слишком
много ленимся и, как говорится, е*ём вола, да так,
чтобы у него отвалились рога и голова. Не любим работать. Я вот, например,
давно уже нигде не работал и не хочу, у меня нет такого желания. Мне даже
никакие деньги не нужны, я лучше на диване полежу или свое свободное время
уделю какому-нибудь своему хобби, займусь спортом каким-нибудь.
Вы получили
уже практически культовый статус. Сказывается ли это на личной жизни?
Дацент: На личной жизни абсолютно не
сказывается. У нас такой случай, когда мы свою личную жизнь не смешиваем с
творчеством. Не каждому это удается. Но нам удается, у нас не настолько бешеная
популярность, чтобы она влияла на личную жизнь. То есть, в музыке мы имеем
определенный статус, но опять же это все на уровне независимой музыки и люди,
как правило, в нашу личную жизнь не лезут. Да и мы, в общем, тоже не
рассказываем, потому что мы обычные люди и ничего сверхъестественного у нас
нет. Я считаю, что личная жизнь – это жизнь, где я отдыхаю от всего. То есть, я
веду такой образ жизни, что у меня постоянный релакс,
я постоянно отдыхаю. Моя личная жизнь – это сплошной отдых.
Какие
ассоциации, и какие воспоминания у тебя вызывает слово «студент»?
Дацент: (задумался) Ну, первая
ассоциация, которая мне пришла в голову, это человек по прозвищу Студент,
который играет в хардкор-группе и поет там и он всю
жизнь на хардкор-сцене, человек идейный. И при слове
«студент» у меня именно он перед глазами возникает. Мы когда-то с ним миллион
лет назад работали вместе, в 90-е годы. А вообще студент – человек
определенного возраста. Но есть такие люди, которых называют «вечными
студентами». Когда в Польше нас ограбили бандиты, когда мы ехали на автобусе,
нас остановили и пытались вымогать деньги, посмотрели на меня и сказали: «Вот
ты - вечный студент». Вот такие ассоциации.
А каким ты
видишь нового студента?
Дацент: Ну, в первую очередь, это, конечно, человек интеллектуальный. То
есть, одно время стало модно учиться, все стали поступать в институты, но не
ради того, чтоб учиться, а ради «галочки». И много людей, которые в институтах
учатся, но от этого толку никакого нет. То есть, такие же идиоты, как если бы
они не учились. Человек зачем идет учиться в ВУЗ? Для того чтобы поднять свой
интеллект. И это самое главное. Если у человека есть интеллект и он адекватно
смотрит на мир, то он всегда найдет свою музыку, всегда найдет то, что ему
нужно и будет идти к своей цели, а не просто биться сквозь стены.
XchelseaX
Фото - МуDреН@
|