Когда мы пришли в Рекорд, готовясь просмотреть
очередную порцию роликов из серии «Каннские львы», то были сильно удивлены и даже какое-то время не
могли поверить своим глазам, видя в перерывах между показами табличку с
надписью: «Искусственная» оппозиция: волшебство видео против магии кино.
Такой-то год. г. Канск, Сибирь»
Также необычным было выступление перед
малочисленными зрителями одного из продюсеров фестиваля, который был в штанах,
закатанных до колена, и периодически отхлебывал порцию пива, налитого в большой
пластиковый стакан. Он то и посвятил нас, темных, в историю «Канского видеофестиваля» (у меня
даже Word пытается заменить слово КаНского
на КаННского).
Вот что он рассказал. Когда 6 лет назад в рамках
большого транссибирского арт-марафона под названием «Культбросок на восток» в городе Канске
был проведен 1-ый международный «Канский видеофестиваль». Никто и не предполагал, что этот
полушутливый и полусерьезный проект станет ежегодным серьезным форумом
видео-творчества, осенней художественной практикой для видео-мейкеров
и кураторов, самым развивающимся культурно-политическим проектом в области кино
и видео-арта – в аккурат на стыке этих жанров.
В 2002 году «Канский
форум» был практически единственным в стране фестивалем, заговорившим на
тарабарщине, которая, однако, была равно понятной и кинематографистам, и
современным художникам, и кураторам. Впервые
был поднят (и поднимается по сей день) вопрос о малобюджетном и
любительском видео, которому в России не уделяется должного внимания, несмотря
на его огромный творческий потенциал для развития искусства. А призеры
фестиваля 2006 года попали на тот самый «КаННский
фестиваль», что уже говорит о многом. В планах организаторов на следующую
пятилетку: строительство 10-зального мультиплекса в Канске,
организация на базе фестиваля глобального евразийского кино- и видео- форума,
высадка пальмовой аллеи перед кинотеатром, визит Спайка Джонса и субкоманданте Маркоса в сопровождении группы «Shibusashirazu» из Японии, а также многое другое.
Долго рассказывать ему не дали – попросили
продолжить показ, ведь фильмы, которые были представлены вниманию зрителей и
правда оказались очень интересными и необычными. Чего стоил только один из них,
под названием «Проститутка и ее клиент»,
после которого зал просто полег от смеха. Были и такие, от которых
просто мурашки бегали по коже, например,
документальные съемки о том, как во Франции во время второй мировой
прилюдно на площадях брили наголо женщин, сотрудничавших с фашистами. Или о
людях, выбрасывающихся из окон. Не хочется много рассказывать о фильмах, потому
что у каждого свое восприятие, их надо просто посмотреть и прочувствовать. Как
говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Выйдя из зала уже под утро, я застала продюсера
спящим на стульях у входа в кинозал, а рядом стоял стакан с недопитым пивом.
Екатерина Собкина
Фото - www.festival-cannes.ru
|