Профком студентов НГТУ

Главная страницаКарта сайтаПечатная версияО сайтеКонтакты

27.01.2010 22:09
Будь в курсе!  |  Экономическое образование должно быть мобильным

Экономическое образование должно быть мобильным

Экономика объединяет многие страны. Должно ли быть глобальным экономическое образование и почему студенты из Франции едут учиться бизнесу на Урал – об этом в интервью РИА Новости рассказал декан экономического факультета Уральского государственного университета (УрГУ) Сергей Кадочников.

- Сергей Михайлович, каким должно быть экономическое образование в современных условиях?

- Оно не должно выпадать из мирового контекста. Очень многие науки, включая экономическую, сейчас «глобализируются» - сближаются по содержанию, стандартам и ценностям. Особенности стран не противоречат мировым тенденциям в научных исследованиях и в структуре образования.

Но в России до сих пор нет принятой во всем мире трехуровневой системы образования – и это проблема. У нас отсутствует научная степень PhD, необходимая для того, чтобы работать профессором.

- А насколько остро стоит проблема с преподавателями, и так ли нужна им научная степень? Ректоры многих бизнес-школ предпочитают практиков…

- Большая проблема - незнание преподавателями английского языка. Они должны следить за исследованиями в других странах и готовить свои публикации на английском. Без этого вуз не попадет в международные рейтинги.

Научная степень для преподавателя тоже обязательна. Очень многие «гуру» менеджмента – тот же Портер – никогда не работали в реальном бизнесе. А по их учебникам учатся и достигают результатов. Только в том случае, если ученый создал свою научную школу, его исследовательские методы, новое содержание знаний будут передаваться из поколения в поколение. В ином случае, даже если это гениальный преподаватель, его мастерство уйдет вместе с ним.

Безусловно, в университетах должны быть практические тренинги – у нас, к примеру, раз в две недели семинар проводит руководитель какой-либо фирмы. Но он не преподаватель и им не будет – у него другая профессия.

- Ведутся ли совместные исследовательские проекты с зарубежными вузами и как развивается студенческий обмен?

- Совместных проектов у нас много – например, с университетом Гумбольдта в Берлине: мы изучаем факторы, объясняющие региональную концентрацию компаний – в том числе, имеющих иностранные инвестиции.

Студенческий обмен тоже развивается весьма активно – на нашем факультете в прошлом году студентов-иностранцев было всего двое, в этом – восемь из Франции, Чехии, Германии и Хорватии. Они знают, что им пригодится такой опыт – зарубежным компаниям, которые собираются работать с российскими бизнесменами, нужны люди, владеющие русским языком, знакомые с местной культурой и стереотипами.

- Почему приезжают в уральский вуз, а не в столичный?

- Москва – город достаточно дорогой, а для иностранцев вдвойне, ведь они не знают, на чем можно сэкономить.

Крупные города менее располагают к коммуникации – здесь «каждый в себе», а студентам, чтобы овладеть языком, нужно больше общаться.

Именно в регионах легче познакомиться с работой компаний на практике. В столичных центрах студенту чаще приходится заниматься офисной бумажной работой. А здесь есть возможности попробовать российскую экономику, что называется, «на вкус». Так, наш партнер - филиал компании Ernst&Young в Екатеринбурге - проводит аудит для промышленных предприятий региона, и студент может получить представление об организации работы этих предприятий изнутри.

- Как могут российские студенты принять участие в учебном обмене, и актуальна ли для вас проблема «утечки мозгов»?

- Есть два способа обучения по обмену: международные стипендиальные программы (например, европейская Erasmus Mundus) и межвузовские обмены по договору с университетом-партнером. Двое наших студентов сейчас едут в Лильский университет во Франции, а оттуда один приезжает в УрГУ.

Недавно у нас открылась программа двойных дипломов с ГУ-ВШЭ: три года студенты учатся в Екатеринбурге, затем один год в Москве.

Кроме исключительной ценности обучения и во Франции, и в ГУ-ВШЭ студенты получат навык территориальной мобильности, что весьма ценится в корпорациях, имеющих филиалы по всему миру.

Кто-то из выпускников остается за границей, но многие возвращаются и спустя несколько лет. В хорошем зарубежном университете, в иностранной компании он получает опыт, знание стандартов – того, чего бы не получил в России, но у него есть причины вернуться: здесь легче делать карьеру, а зарплата может быть даже выше.

- Насколько востребованы сейчас экономисты, и можно ли сказать, кем будет сегодняшний абитуриент после выпуска?

- Хорошие экономисты востребованы всегда. У нашего факультета есть связи с крупнейшими компаниями региона и, например, компании «большой четверки» - Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers и KPMG ежегодно берут до десяти человек из выпуска.

Но, на мой взгляд, точно знать, кем ты станешь, нереально. Ведь чем лучше образование, тем больше оно создает условий для мобильности, как географической, так и профессиональной. И чем лучше ты образован, тем больше шансов, что ты найдешь себя среди разных профессий, с учетом разных квалификаций.

http://www.rian.ru/edu_analysis/20100126/206293179.html

Ваш комментарий
Обновить
Поиск по сайту


© 2014 Профком студентов НГТУ